К долгожителям нашей планеты ученые причислили белых акул

Ученые из Океанографического института Вудс Хоул заявили, что белые акулы Carcharodon carcharias могут жить гораздо дольше, чем считалось до сих пор, пишут в журнале PLoS ONE.

Возраст белых акул исследователи определили по тканям, собранным с 1967 по 2010 годы Национальным агентством по рыболовству США (NMFS). Оказалось, что среди исследованных особей возраст старейшего самца составил 73 года, а самки 40 лет. Ранее максимальный возраст белых акул оценивался всего в 22-23 года.

Совершить открытие удалось с помощью нового метода датировки, который ранее для исследования рыб не применялся. Этот метод был разработан Кристи Спелдинг из Каролинского института в Швеции для анализа тканей на содержание изотопов углерода и определения доли углерода-14 при ядерных испытаниях.

Учитывая, что концентрация этого изотопа в атмосфере резко выросла после начала ядерных испытаний в 50-х годах прошлого века, а затем, после запрета испытаний в 1963 году, стала падать, ученые смогли оценить возраст белых акул, оценивая содержание углерода-14 в разных слоях их позвонков.

Ранее для определения возраста рыб применялся подсчет «годовых колец» на отолитах во внутреннем ухе, однако ошибка этого метода, как показали последние исследования, значительно возрастает с увеличением возраста животных.

Продолжительность жизни живого существа обычно связывают с размером его тела: чем животное крупнее, тем больше его время жизни. Максимальный возраст мыши, например, составляет 4 года, мармозетки - 15 лет, лошади - 57 лет, слона - 65 лет, кита - 211 лет.

Из этого правила, однако, есть удивительные исключения. Например, голый землекоп при сходном с мышью размере живет до 30 лет и больше. Как недавно показали биологи, такое долгожительство у землекопа обусловлено некоторыми его исключительными качествами. Так, его рибосомы точнее мышиных синтезируют белки, а клеточное деление более строго контролируется, благодаря чему, полагают ученые, у землекопов до сих пор не зафиксировано ни одного случая рака.