Ученые: птицы в Чернобыле приспособились к радиации

Радиация невидимая и неслышимая, не имеющая вкуса и запаха, потребленная в больших дозах, несет смерть всему живому, и спасения от нее нет. Мы все панически боимся этого монстра. Но, оказывается, живые организмы могут адаптироваться к жизни в условиях радиоактивного загрязнения территорий. Такое открытие недавно сделала международная группа экологов, проведшая исследования по изучению влияния радиации на птиц. Результаты исследований были опубликованы в британском журнале Functional Ecology.

Ученые исследовали влияние малых доз радиации на популяции птиц, обитающих в запретной зоне вокруг Чернобыля, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Исследования показали, что чернобыльские пернатые сумели не только весьма  успешно адаптироваться к длительному воздействию радиации, но и получить от этого некую пользу(!). Это удивительно и неожиданно – ведь до сих пор считалось, что повышенный радиоактивный фон неизбежно приводит к негативным последствиям для всего живого.

Ученые, в число которых вошли экологи, работавшие в Чернобыле с 1990-х годов, поймали 152 птиц 16 разных видов в 8 разных местах внутри зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и рядом с ней. Исследователи замерили радиацию на каждом участке и замерили уровень глутатиона (ключевого антиоксиданта), оксидативного стресса и повреждения ДНК в образцах крови и степень содержания феомеланина в перьях пернатых. Глутатион является одним из самых мощных антиоксидантов, который помогает живому организму нейтрализовать свободные радикалы, предотвращая тем самым разрушение тканей и клеток при взаимодействии с радиацией. Считается, что ионизирующая радиация разрушает антиоксиданты и увеличивает в организме количество свободных радикалов. Однако оказалось, что  при повышающейся фоновой радиации в организмах адаптировавшихся птиц увеличивался уровень антиоксидантов, а оксидативный стресс - повреждение организма из-за нехарактерных для собственного метаболизма окислительных реакций - снижался. Более того, высокий уровень глутатиона птиц способствовал снижению количества генетических мутаций в их клетках.

При этом следует отметить, что чернобыльские птицы демонстрировали лучшие показатели выживаемости, нежели их собратья, пострадавшие от аварии на АЭС Фукусима-1 в 2011 году - чтобы приспособиться к последствиям экологической катастрофы живому организму нужно время!

Можно предполагать, что и человек и другие животные могут адаптироваться к радиации, и что длительные воздействия низких доз радиации помогают этой адаптации.