И снова доказали: дельфины - самые умные на планете после человека

Дельфины – одни из умнейших животных на планете, их умственные способности приближаются к человеческим и, уж, нисколько не уступают способностям обезьян. Но ученые продолжают неустанно изучать этих удивительных и загадочных животных, пытаясь доказать их великое превосходство над всем остальным животным миром фундаментально, уже на генетическом уровне.

Так, ученые выявили, что геном дельфина поразительно похож на  геномом человека.

Новые исследования, результаты которых опубликованы в журнале  Proceedings  of  the  Royal  Society, показали, что к эволюции крупного мозга и сложной когнитивности у дельфинов и людей, а также нескольких других живых существ, привели их определенные генетические особенности.

«Мы уже давно поняли, что дельфины являются одними из самых умных млекопитающих и что они способны делать то, что могут делать человекообразные обезьяны. Они, например, умеют узнавать себя в зеркале, общаться, подражать и у них имеется культурное наследование», - сказал Майкл Макгавен, исследователь из Центра молекулярной медицины и эволюции при Медицинской школе Университета Уэйна в Детройте, США.

Макгавени его коллеги сравнили примерно 10 тысяч белковых генов, взятых из генома дельфинов, с генами 8 других животных (коровы, лошади, собаки, мыши, слона, опоссума, утконоса и курицы) и человека. Оказалось, что из всей этой группы ближе всего к дельфинам генетически оказалась корова, животное с небольшим мозгом. Эти два вида животных отделились от общего предка примерно 70 миллионов лет назад.

Когда предки дельфинов переселились в воду, масса их мозга начала увеличиваться и выросла в три раза.Ученые из Университета Уэйна попытались разобраться, что подтолкнуло мозг дельфина к развитию.

Так, в результате эксперимента ученые у всех афалин на 10 тыс. последовательностей ДНК, кодирующих белки, обнаружили 228 мутаций. Поскольку эти мутации получили «одобрение» естественного отбора, значит, они должны были давать дельфинам какое-то преимущество.

Очень много общего было сразу же найдено у дельфинов, слонов и человека. Все эти живые существа, как известно, имеют крупный мозг и обладают высокими умственными способностями. Также ученые определили, что у этих животных с большим мозгом имеются общие характеристики генов.

Исследователи также обнаружили, что у этих умных животных наблюдалась приспособительная эволюция генов нервной системы, которая позволила качеству преобладать над количеством.  Так в мозге, говорят ученые, изгибы извилин, количество синапсов, отношение белого вещества к серому и другие факторы определяют уровень интеллекта.

«Большой мозг требует топлива, поэтому можно догадаться, что изменение обмена веществ способствует эволюции большого мозга, - говорит он. – Интересно, что мы наблюдаем одинаковые модификации тех же самых групп генов у живых существ с большим мозгом – приматов, китообразных и слонов. Среди этих генов - метаболические гены, которые дают топливо для мозга, поскольку нервные ткани требуют намного больше энергии, чем другие клетки», - говорит Макгавен.

Было открыто, что у дельфинов, как и у людей, имеются гены, которые отвечают за умственные расстройства и сон. Это говорит о том, что те же самые гены связаны с интеллектом и могут обуславливать удивительные умственные способности дельфинов.

Однако ученые обнаружили, что гены сна - особые гены, которые имеются и у человека - у дельфинов изменены.

«Дельфины имеют особую форму сна, при которой только одна половина мозга спит, причем во время такого сна они продолжают плавать и понимают, что происходит вокруг, - сказал Макгавен, – Это удивительно, что мы нашли ген, отвечающий за такую необычную способность дельфинов».

Исследователи утверждают, что результаты этих исследований еще раз подтверждают тот факт, что после человека дельфины являются самыми умными существами на планете.

В целом результаты исследования для ученых не стали очень уж удивительными. Однако они надеются, что полученные данные, а также изучение мозга других животных позволят больше узнать об эволюции мозга человека.

У далеких друг от друга приматов и дельфинов в ходе эволюции нервная система развилась до примерно одинакового уровня, кроме того, многие мутации у человека и дельфинов совпадают, так что, вполне вероятно, что тайны мозга человека помогут раскрыть не обезьяны, а дельфины.

Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют они обычно не дольше чем на 1-3 минуты, но могут оставаться под водой и по 10 минут, погружаясь в глубину на десятки метров.

Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. Живут дельфины 50 - 75 лет. Дельфины едят рыбу. Очень много рыбы: каждый член стаи, в день, должен съесть 10-30 килограмм.

Температура тела дельфина – такая же, как у человека - 36,6 градусов. Период беременности дельфинов около 12 месяцев. Самка дельфина обычно приносит одного детёныша в 50-60 см длиной и некоторое время заботливо его охраняет.

Дельфины очень много и охотно общаются между собой, используя язык жестов (язык тела) и язык звуков.

У каждого дельфина есть своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи, утверждают ученые.

Все знают, что иногда дельфины и другие киты выбрасываются на берег. Ученые предполагают, что это происходит из-за болезни, отравления или травмы. Однако есть еще одна гипотеза, объясняющая причину такого странного поведения дельфинов: оказывается, что при определенной форме берега, сложенного определенными типами осадков, среди какофонии звуков, рождаемых прибоем, иногда возникает звук, в точности соответствующий крику дельфина о помощи. Животные, услышав эти звуки, инстинктивно бросаются на помощь – и попадают на берег…