Генетики поставили котов на первое место – впереди собак

Описание пород:

Американские ученые дали кошкам главенствующее место в генетических исследованиях, где на сегодняшний день господствуют собаки и крысы.

Так, в Калифорнии стартовал проект «99 жизней», в рамках которого планируется секвенировать геномы 99 домашних кошек. И это неспроста: биологи надеются найти общие мутации, определяющие развитие болезней у кошек и человека.

Геном человека, мыши и крысы ученые успешно расшифровали в начале 2000-х годов. Следующими стали собаки - их породы относительно хорошо изучены, а генетическая вариативность в рамках отдельных пород невелика - поэтому, гораздо легче выявлять гены различных болезней. И только к 2014 году дело дошло и до кошек: первый полностью секвенированный геном абиссинки по кличке Синнамон был представлен в ноябре в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследователи планируют расширить базу для генетических исследований кошек.

Примечательно, что любой владелец животного может участвовать в проекте, послав ученым образец крови (или тканей) своего питомца. На секвенирование одного генома требуется 7500 долларов - и эти деньги ученые собирают у частных лиц, заводчиков и производителей кошачьего корма. Пока удалось собрать средства на 56 кошек.

Научную ценность проекта объясняют тем, что многие болезни люди делят именно с кошками. Например, в 2004 году исследователь Лесли Лайонс выяснила, что мутации, вызывающие поликистоз почек (который приводит к почечной недостаточности), у человека и кошки локализуются в одном и том же гене.

Диабет второго типа, астма, прогрессирующая атрофия сетчатки у кошачьих также очень похожи на заболевания человека. Наконец, стоит упомянуть и ВИК (вирус иммунодефицита кошек), симптомы которого сходны с ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека).

Кроме того, генетические изыскания помогут бороться с болезнями самих кошек. Так, открытие Лайонс 2004 года резко сократило заболеваемость поликистозом почек среди персидских кошек - из популяции производителей изъяли особей с опасными мутациями.